Николай Досталь: С опаской показывал картину «Монах и бес» представителям православной церкви

На фестивале мусульманского кино, который в эти дни проходит в Казани, стартовала ретроспектива фильмов режиссера, а по совместительству председателя конкурсного жюри Николая Досталя. Открыла серию показов православная картина «Монах и бес», вышедшая в широкий прокат в 2016 году.

Светлана Буракова — Казань

«Через диалог культур – к культуре диалога» — девиз кинофестиваля в Казани. Пожалуй, именно поэтому работы с православной тематикой режиссера Николая Досталя на фестивале мусульманского кино выглядят так органично и вписываются в основную концепцию.

«Монах и бес» — фантастическая история, развернувшаяся в первой половине XIX века. В мужском монастыре появляется новый насельник Иван Семенович, а вместе с ним в святыню проникают темные силы, которые материализуются в лице Легиона. Демон избрал Ивана объектом своей дьявольской работы, всячески искушая его, чтобы сбить с избранного им пути служения Богу. Но чем сильнее искушение, тем крепче духовные силы Ивана.

Николай Досталь: С опаской показывал картину «Монах и бес» представителям православной церкви

Сам же режиссер поначалу признался, что не любит представлять картины, ведь, по его мнению, фильм должен представлять автора, а не автор его. И тем не менее Николай Досталь продолжил, объяснив поподробнее об основном посыле своей киноработы.

— Обычно прокатчики ее позиционируют как комедию, называют по-разному: и фантастическая комедия, и православная комедия, но не стоит так настраиваться. Это фильм о главном, но снятом с улыбкой, с иронией. Там есть и гротеск, фарс. Скажу коротко: картина про любовь — к человеку, к всевышнему, к жизни. О том, что со злом нужно добром бороться, — пояснил председатель жюри Казанского кинофестиваля.

Сюжет фильма – сборная необычных историй монахов, живших на Руси в разное время и имевших какую-то необычную судьбу. Так, сценарий ленты частично вплел в себя историю Нила Сорского, жившего в 14 веке в Нило-Сорской пустыне (упраздненный православный монастырь в Вологодской области, – Ред.).

Николай Досталь: С опаской показывал картину «Монах и бес» представителям православной церкви

По замечанию Досталя, именно этот святой и его учения, в основе которого идея нестяжательства, наиболее близок режиссеру. Там же, но уже в 19 веке, жил Иван Семенович Шапошников, который когда-то приблудился в этот монастырь. Сам он был какой-то увечный, хромал и заикался. К слову, именно этот образ разительно схож с образом главного героя «Монаха и беса». И еще одной историей, которая легла в основу сюжета фильма – жизнь Ивана Новгородского. Его мощи сейчас лежат в Софийском соборе в Нижнем Новгороде.

— Когда я задумывал этот проект, то подумал, кто же может такую чертовню написать и понял, что это будет сценарист Юрий Арабов. Он выслушал все мои истории и написал сценарий. Потом оказалось, что у Пушкина есть неоконченная поэма «Монах», которую он написал в 15 лет и считает неудачной. В основу также легла одна из евангельских притч, которую использовали и мы. Так что, предтеча-то у нас Александр Сергеевич, — с улыбкой заметил Николай Досталь.

Если говорить о финансовой стороне, то поиск недостающих средств составил четыре года.  Будучи исторической, она является довольно-таки недешевой.

Николай Досталь: С опаской показывал картину «Монах и бес» представителям православной церкви

— То, что выделяет государство, это всего половина от нужной суммы. А вот на вторую половину я искал продюсера. И остался доволен, — отметил спикер. Это несмотря на то, что картину показывали мало, бюджетов на рекламу уже не осталось, а продюсер, кроме личного удовлетворения, не получил от проката никакого материального выхлопа.

На вопрос журналиста о том, не было ли ему страшно снимать такую религиозную и мистическую картину, режиссер ответил, что, будучи человеком православным и верующим, он совершенно не суеверен и не воцерквлен. Самое мистическое из произошедшего – это то, что картина все-таки появилась на свет. Тем не менее страх показа работы перед представителями православной общины все же был.

— С опаской показывал картину представителям православной церкви и показывал ее все по отдельности. Все мнения разные, но большинство приняли ее позитивно. Я даже сегодня встречался с вашим муфтием Камилем хазратом, и он пообещал посмотреть в интернете, — сказал Досталь.

Николай Досталь: С опаской показывал картину «Монах и бес» представителям православной церкви

В завершение встречи режиссер высказал мнение на тему Казанского кинофестиваля и его позиционирования как мусульманского.

— Для меня немножко странно, когда звучит «фестиваль мусульманского кино». Для меня есть хорошее кино и плохое кино, а уж какое оно — мусульманское, буддистское, православное — неважно, — заметил Досталь, однако тут же пустился в размышления и предположил, что это все-таки полезное событие, особенно на фоне пристального внимания всего мира к исламу.

Фото: kazan-mfmk.com

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Free WordPress Themes